top of page

Власти Москвы обжалуют решение суда о компенсации жилья семье жертвы советских репрессий

  • Фото автора: Степан Костецкий
    Степан Костецкий
  • 16 янв.
  • 2 мин. чтения

Обновлено: 7 февр.


ree

Департамент городского имущества (ДГИ) Москвы собирается обжаловать судебное решение о бюджетной выплате на покупку 33 квадратных метров жилой площади Елизавете Михайловой, 76-летней дочери москвича, родившейся в ссылке. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».


В разговоре с журналистами представители ДГИ сослались на то, что для реализации этого решения отсутствует механизм — нет ни установленного порядка по «обеспечению жильём (...) реабилитированных граждан, утративших в результате репрессий жилые помещения», ни соответствующего местного законодательства — власти Москвы ожидают изменения федеральных законов, чтобы модифицировать городское законодательство.


Столичные власти, однако, должны были самостоятельно модифицировать законы на уровне города — к этому их обязывает решение Конституционного Суда (КС) от 2019 года, заявила изданию адвокат Елизаветы Михайловой Ольга Подоплелова.


В 2019 году КС вынес решение по заявлению её подзащитной и ещё двух женщин, которые родились в местах высылки из-за того, что их родители подверглись репрессиям. По закону «О реабилитации жертв политических репрессий» они имеют право на возвращение домой — то есть на компенсацию утерянного жилья в городе, где их семьи жили до ареста.


Это право частично ограничивала поправка 2005 года, которая позволяла регионам самостоятельно устанавливать условия компенсации. Во многих регионах, в том числе в Москве, эти условия фактически лишают «детей ГУЛАГа» права на возвращение. В 2019 году КС счёл такое положение дел не соответствующим основному закону страны и потребовал от федеральных и региональных законодателей «незамедлительно» изменить правовые нормы таким образом, чтобы обеспечить это право.


В дополнение к этому решению судья КС Константин Арановский выразил особое мнение, в котором назвал СССР «незаконно созданным государством», которому российское государство не обязано наследовать юридически. По мнению Арановского, вина властей СССР «в репрессиях и других непростительных злодеяниях, начиная со свержения законной власти Учредительного собрания, безмерна и в буквальном смысле невыносима», и государственность, которая существует с такой виной, оскорбляет самим этим фактом «справедливость, свободу и человечность».


В 2020 году Государственная дума приняла законопроект о компенсации семейного жилья «детям ГУЛАГа» в первом чтении, однако со второго чтения проект был снят и с тех пор не рассматривался. В 2021 году потомки репрессированных подали коллективный иск к Госдуме в Верховный суд, но он не был принят к рассмотрению. Елизавета Михайлова обратилась в прокуратуру Москвы, и та в июле 2024 года подала к мэрии города иск, решение по которому московские власти и собираются оспаривать.


За день до публикации «Коммерсанта» стало известно, что из новой экспозиции Музея Москвы убрали текст о советских репрессиях из соответствующего раздела — вещи 1930-х годов, принадлежавшие репрессированным, теперь выставлены там без какой-либо экспликации, обратила внимание журналистка Ксения Басилашвили.


Незадолго до этого появилась новость о том, что глава Музея Москвы Анна Трапкова станет также директором Музея истории ГУЛАГа, который, согласно официальной информации, временно закрыт по соображениям пожарной безопасности с 14 ноября. По словам Трапковой, пока неизвестно, когда музей возобновит работу.


Фото: КоммерсантЪ

© 2025 by Первая полоса. All rights reserved.

bottom of page